Статьи

  • Архив

    «   Сентябрь 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30            

Порядок проведения аттестации рабочих мест по-новому

Несмотря на то, что аттестация рабочих мест проводится специализированными организациями, знание порядка проведения и оформления ее результатов поможет частным компаниям подготовиться к проверке, проконтролировать результаты и, в случае необходимости, защитить свои права.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по-новому

Требования к проведению аттестации, оформлению и использованию ее результатов установлены Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н, далее - Порядок проведения аттестации). Требования указанного Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п.1 Порядка проведения аттестации).

1. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Сроки проведения очередной аттестации установлены п.8 Порядка проведения аттестации - не реже одного раза в пять лет. Пятилетний срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации, а именно от даты подписания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации (п.44 Порядка проведения аттестации). За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Следует отметить, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 №569, действительны до проведения очередной аттестации. Это установлено п.3 Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

2. Приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

Для организации и проведения аттестации работодатель должен издать приказ (п.11 Порядка проведения аттестации). Унифицированной формы приказа о проведении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

В приказ должны быть включены следующие сведения:

- о составе аттестационной комиссии (подробнее об этом см. п. 4 «Состав аттестационной комиссии»);

- о председателе аттестационной комиссии, который должен быть представителем работодателя (п.10 Порядка проведения аттестации);

- о сроке проведения аттестации.

Кроме того, в произвольной форме должен быть составлен и либо включен в текст приказа, либо добавлен как приложение к приказу график проведения работ по аттестации.

С приказом о проведении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.

2.2. Аттестующая организация

Пунктом 6 Порядка проведения аттестации предусмотрено, что аттестация проводится совместно работодателем и аттестующей организацией на основании гражданско-правового договора.

Аттестующая организация - это юридическое лицо, оказывающее услуги по аттестации и выполняющее:

- измерения и оценки факторов рабочей среды и трудового процесса;

- оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестующая организация должна соответствовать следующим условиям:

- аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»;

- является независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого ею проводится аттестация.

2.3. Состав аттестационной комиссии

Состав аттестационной комиссии установлен п.10 Порядка проведения аттестации и зависит от того, к какой категории субъектов предпринимательства относится организация, в которой планируется проведение аттестации.

Если аттестация проводится в организациях, отнесенных к микропредприятиям и малому бизнесу (пп.«а» п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), то в состав аттестационной комиссии включаются:

- работодатель (его представитель). В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники;

- представители аттестующей организации (подробнее об этом см. раздел «Аттестующая организация» настоящего материала);

- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);

- представители организации или специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Во всех остальных организациях в состав аттестационной комиссии включаются:

- представители работодателя;

- специалист по охране труда;

- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;

- представители аттестующей организации (подробнее об этом см. раздел «Аттестующая организация» настоящего материала).

3. Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда

Обязанность по составлению перечня рабочих мест возложена на аттестационную комиссию (п.12 Порядка проведения аттестации). Образец перечня рабочих мест и правила его заполнения приведены в Приложении №1 Порядка проведения аттестации.

Для составления перечня рабочих мест необходимы следующие документы:

- штатное расписание;

- список работников с указанием профессии (должности) и структурных подразделений.

Наименования профессий (должностей) в перечне рабочих мест должны соответствовать их наименованиям в штатном расписании. Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер от 1 до 99 999 999.

4. Виды оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам

После составления перечня рабочих мест специалисты аттестующей организации проводят оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам. Порядок проведения оценки установлен п.п.14-19 Порядка проведения аттестации. Оформляется протоколом. Форма протокола законодательно не предусмотрена. Протоколы измерений и оценок оформляются по каждому фактору, подлежащему оценке. Протокол должен содержать следующую информацию:

· полное или сокращенное наименование работодателя;

· фактический адрес местонахождения работодателя;

· идентификационный номер протокола

4.1. Оценка травмоопасности рабочих мест

Оценка травмоопасности проводится специалистами аттестующей организации и осуществляется по правилам, установленным п.п.20-28 Порядка проведения аттестации. Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом оценки травмоопасности рабочего места, образец которого предусмотрен приложением № 4 к Порядку.

4.2. Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится специалистами аттестующей организации по правилам, установленным п. п. 29 – 35 Порядка. Обязанность по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ возложена на работодателя. Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, образец которого предусмотрен приложением № 5 к Порядку, за исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

4.3. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте

Процедура оценки условий труда завершается комплексной оценкой состояния условий труда на рабочем месте , которая включает в себя результаты следующих оценок (п.36 Порядка проведения аттестации):

- класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

- класса условий труда по травмоопасности;

- обеспеченности работников СИЗ.

Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда», если установлено соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, соответствие рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ и при оценке травмоопасности рабочего места не выявлено несоответствия требованиям охраны труда (п. 37 Порядка проведения аттестации ).

Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» при несоответствии условий труда гигиеническим нормативам, и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ (п. 38 Порядка проведения аттестации ).

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка проведения аттестации ).

Результаты комплексной оценки состояния условий труда на рабочем месте вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда в строку 070.

5. Документы по итогам проведения аттестации

По результатам аттестации аттестационная комиссия составляет отчет об аттестации , к которому прилагаются следующие документы (п. 44 Порядка проведения аттестации ):

- приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации (подробнее об этом см. п. 2 «Приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» настоящего материала);

- перечень рабочих мест , подлежащих аттестации (подробнее об этом см. п. 1 «Составление перечня рабочих мест , подлежащих аттестации по условиям труда» настоящего материала);

- карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок (подробнее об этом см. п. 2 «Функции аттестационной комиссии» настоящего материала);

- сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (Приложение № 6 к Порядку проведения аттестации );

- сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации , и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (Приложение № 7 к Порядку проведения аттестации );

- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (Приложение № 8 к Порядку проведения аттестации ), который подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю;

- итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение № 9 к Порядку проведения аттестации );

- сведения об аттестующей организации (Приложение № 10 к Порядку проведения аттестации ) с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации );

- протоколы заседаний аттестационной комиссии;

- заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

- предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

6. Подписание приказа о завершении аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждение отчета об аттестации

Процедура аттестации завершается подписанием работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации ). Подписание приказа о завершении аттестации и утверждение отчета об аттестации осуществляется работодателем в течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

С приказом о завершении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.

Унифицированной формы приказа о завершении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

7. Ознакомление работника с результатами аттестации его рабочего места

В течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен ознакомить работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места в карте аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации ).

8. Взаимодействие с государственной инспекцией труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда

Взаимодействие работодателя с государственной инспекцией труда (далее - ГИТ) осуществляется согласно Приказу Роструда от 31.08.2011 № 193 «Об организации работы по реализации пункта 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н».

В течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждения отчета об аттестации работодатель должен направить в ГИТ следующие документы:

- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

- сведения об аттестующей организации (подробнее об этом см. п. 1 «Составление отчета об аттестации рабочих мест по условиям труда» настоящего материала);

- сопроводительное письмо на бланке работодателя.

Указанные документы должны быть представлены на бумажных носителях и в электронном виде (п. 45 Порядка проведения аттестации ).

Поступившие от работодателя документы регистрируются ГИТ в журнале регистрации поступления материалов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

При представлении работодателем неправильно оформленных документов или неполного их пакета ГИТ сообщает ему об этом с указанием конкретного срока для устранения недостатков.

Сведения, содержащиеся в документах, ГИТ вносит в реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в хозяйствующих субъектах.

В соответствии с пунктом 11 приказа Роструда от 31.08.2011 № 193 «Об организации работы по реализации пункта 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н», если после 1 декабря 2010 г. аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась организацией, не прошедшей в установленном порядке обязательную аккредитацию, ГИТ обязана предъявить работодателю предписание с требованием повторного проведения аттестации в соответствии с установленным порядком.

Налоговые льготы для организаций с работниками-инвалидами

Тарифы страховых взносов в 2012 году:

ПФР - 16%,

ФСС РФ - 1,9%,

ФФОМС - 2,3%.

1) Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимися инвалидами I, II или III группы;

2) общественные организации инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых число инвалидов и их законных представителей составляет не менее 80 процентов;

3)организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (ч. 3 ст. 58 закона 212-ФЗ).

Иными словами организации, имеющие работников-инвалидов с выплат им применяют пониженные тарифы страховых взносов, а общественные организациями инвалидов и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов с выплат всех работников применяют пониженные тарифы страховых взносов.

Также организации будут начислять страховые взносы "на травматизм" с выплат работникам-инвалидам любой группы в размере 60% от величины страхового тарифа, установленного компании.

Право на применение пониженных тарифов взносов зависит от даты признания работника инвалидом. Дата признания инвалидом будет указана в справке об инвалидности. Иными словами:

(если) работник получил инвалидность, что подтверждено справкой, то применять пониженный тариф страховых взносов нужно с 1-го числа месяца, в котором получена инвалидность;

(если) в результате освидетельствования инвалидность работника не подтверждена, то с 1-го числа месяца, в котором истек срок действия старой справки, использовать пониженные тарифы уже нельзя.

НДФЛ

Сами работники-инвалиды, кроме инвалидов III группы, с даты признания их инвалидами имеют право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 руб. за каждый месяц в течение года. Причем право на вычет не ограничено каким-то предельным доходом работника. Здесь не идет речь о некоторых "особых" категориях инвалидов, в частности инвалидах-чернобыльцах, которые имеют право на вычет по НДФЛ в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода.

Налог на имущество

От уплаты налога на имущество организаций освобождены следующие организации инвалидов:

1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (п.3 ст. 381 НК РФ)

Читать подробнее...

Применение новых счетов-фактур

До 1 апреля 2012 года новые формы счетов-фактур, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж могут применяться наряду с формами, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

Об этом Министерство финансов сообщило в письме от 31 января 2012 г. N 03-07-15/11, которое доведено до налоговых органов письмом от 02.02.2012 г.

Напомним,

Постановлением Правительства №1137 от 26.12.2011 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» утверждены следующие формы и правила их заполнения (ведения):

счет-фактура;

корректировочный счет-фактура;

журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур;

книга покупок;

книга продаж.

Также с момента вступления в силу данного Постановления признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

А теперь уже немного истории…

Главная интрига развернулась с официальным опубликованием и датой вступления в силу нововведений в документах по НДС.

Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания. Официальное опубликование – это публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации. При этом акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания. Это правило действует, если в самих документах не установлен иной порядок. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763(в ред. от 17.11.2011)"О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Читать подробнее...

Разъяснения Высшего арбитражного суда по уменьшению неустойки

22 декабря 2011 года опубликовано постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» (статья 333 ГК РФ. Уменьшение неустойки). Согласно положениям данной статьи, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Так, одним из важных нововведений является то, что неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика (пункт 1 Постановления). Как следствие, бремя доказывания несоразмерности ущерба и размера неустойки лежит теперь исключительно на ответчике. Ранее суд мог сделать вывод исходя из имеющихся в деле обстоятельств.

Кроме того, заявить требование об уменьшении неустойки возможно только при рассмотрении дела в первой инстанции. Ранее это возможно было на любой стадии рассмотрения дела. Кроме того, суд кассационной инстанции не имеет право уменьшить размер взыскиваемой неустойки, даже если такое требование заявлено ответчиком в первой инстанции.

В Постановлении приведен широкий перечень доводов ответчика, которые сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.

Читать подробнее...

Страницы: Пред. | 1 | ... 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | ... 90 След.