Многие компании активно привлекают потребителей своей продукции или услуг всевозможными рекламными акциями, в том числе с розыгрышем призов. Суть их в следующем: покупатель совершает покупки на определенную сумму или приобретает определенные товары и получает за это возможность поучаствовать в розыгрыше призов. Такая акция, по существу, является стимулирующей лотереей.
Основным нормативно-правовым актом, который регулирует правовую основу отношений, возникающих в сфере организации и проведения стимулирующих лотерей, является Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон № 138-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 138-ФЗ участие в стимулирующей лотерее не связано с внесением платы участниками, а призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи.
Рассмотрим основные условия проведения стимулирующей лотереи, локальные нормативные акты, необходимые для проведения лотереи и порядок налогообложения расходов и доходов, связанных с проведением лотереи.
1. Условия проведения стимулирующей лотереи.
Законом № 138-ФЗ не установлена сфера деятельности юридических лиц, имеющих право организовывать стимулирующие лотереи. Достаточно соблюсти два условия:
1) проведение стимулирующей лотереи непосредственно связано с реализацией какого-либо товара, услуги или с продвижением товарного знака;
2) о ее проведении направлено уведомление в адрес налоговой инспекции. Информация, которая должна содержаться в уведомлении, а также документы, которые необходимо приложить к уведомлению, подробно указаны в п. 2 ст. 7 Закона № 138-ФЗ. Так, уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:
- условия стимулирующей лотереи;
- описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
- описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
- описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
- описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
- засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
- порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей;
- выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.
Порядок и сроки направления уведомления определены в Правилах проведения стимулирующих лотерей, утв. приказом Минфина РФ от 09.08.2004г. № 66н (далее – Приказ № 66н), согласно которым организатору лотереи необходимо уведомить налоговую инспекцию за 20 дней до начала проведения такой лотереи.
Договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Они могут быть или нанесены на упаковку конкретного товара, или размещены иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
Однако, обращаем внимание на то, что согласно ч. 3 ст. 7 Закона № 138-ФЗ, в некоторых случаях налоговые органы могут запретить проведение стимулирующей лотереи, например:
- представлены не все документы;
- представленные документы не соответствуют требованиям Закона № 138-ФЗ;
- представлены недостоверные сведения;
- у организатора лотереи имеется задолженность по налогам и сборам.
При прекращении проведения стимулирующей лотереи ее организатор обязан опубликовать в средствах массовой информации соответствующее сообщение или иным способом публично уведомить о таком прекращении.
Согласно ст. 16 Закона № 138-ФЗ организатор стимулирующей лотереи обязан провести розыгрыш призового фонда, предназначенного для выплаты, передачи или предоставления выигрышей, и выплатить, передать или предоставить выигрыши выигравшим участникам стимулирующей лотереи, заключившим договоры на участие в такой лотерее до даты опубликования сообщения о прекращении проведения лотереи или иного публичного уведомления о таком прекращении.
Кроме того, не следует относить к стимулирующей лотерее любой розыгрыш призов, проводимый фирмой-продавцом за счет собственных денежных средств. В любой лотерее победитель и факт получения приза определяются по принципу случайности. Если условиями розыгрыша предусмотрено, что призы получают, к примеру, первые 100 человек, купившие конкретный товар, то такая игра лотереей не является. Уведомление о ней отправлять в налоговую инспекцию не требуется.
2. Стимулирующая лотерея и реклама.
В стимулирующих лотереях заинтересованы прежде всего коммерческие структуры. Для продавца такая лотерея является эффективным маркетинговым ходом и одновременно способом увеличить продажи своей продукции, работ, услуг. Покупателю же достаточно приобрести товар (работу, услугу) и исполнить условия лотереи.
Принимая решение о проведении стимулирующей лотереи, размещая при этом условия ее проведения, скажем, на упаковке товаров, обычно преследуют следующие цели: реклама и продвижение товаров, работ, услуг, привлечение новых клиентов, формирование позитивного мнения потребителей о компании. Поэтому с точки зрения налогообложения прибыли важно знать, что именно действующее законодательство признает рекламой.
Согласно Федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. И самое главное: она должна быть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Кроме того, согласно разъяснениям Минфина, изображения товарного знака, любые способы продвижения торговой марки, знака обслуживания, фирменного наименования, используемые вместе или в отдельности, следует рассматривать как элементы рекламы товаров, работ, услуг (Письмо Минфина России от 6 августа 2004 г. № 03-06-06-03/1 «О проведении лотерей»).
Поэтому, расходы, связанные с проведением стимулирующей лотереи, рассматриваются как рекламные. То есть, расходы, связанные с проведением стимулирующей лотереи в целях налогообложения прибыли, включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ), в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (Письмо Минфина России от 29 августа 2008 г. № 03-03-06/1/485), в том числе расходы на приобретение и изготовление призов, вручаемых победителям стимулирующей лотереи (п. 4 ст. 264 НК РФ).